В начало » Города исламского мира

Город Анталья сегодня

20 февраля 2012 Нет комментариев

Город Анталья сегодня – один из древних городов Турции. Достопримечательности Антальи сегодня относятся к античному, римскому, исламскому периоду в истории.

Анталья. Фото: Наиля В. Худяева.Город Анталья сегодня – один из древних городов Турции. Достопримечательности Антальи сегодня относятся к античному, римскому, исламскому периоду в истории города.

Город Анталья в составе Пергамского царства и Римской империи. Город Анталья, Адалия (Antalya) на юге Турции – один из древнейших средиземноморских портов Турции с древней историей и культурой. История города Анталья восходит к античному времени.  Древний город в Турции под названием «Атталия» был основан  пергамским царем Атталом II (160/159 – 138 гг. до н.э.).

Вскоре город подчинил Рим: по завещанию царя Аттала III (138 – 133 гг. до н.э.), который оставлял своё царство вечному городу.

Главные достопримечательности Антальи античного времени. В городе Анталья сохранилось несколько античных памятников, которые относятся к периоду владения Римом древним городом. Среди них одна из достопримечательностей Антальи – «ворота Адриана». В 1983 г. в Анталье была реконструирована одна из знаковых достопримечательностей старинного города – римская крепость с двойными стенами и гавань. Из гавани города Антальи во времена крестовых походов отплывали на кораблях рыцари, направлявшиеся в Палестину. К римскому периоду в истории города Антальи также восходит мечеть Коркут Камий. Ведь сначала это было римское здание, которое в византийское время было преобразовано в церковь Святой Марии, а после завоевания города Антальи в 11 в. турками-сельджуками – в мечеть. 

Анталья. Фото: Наиля В. Худяева. Город Анталья сегодня – исламский город. Памятники древней исламской архитектуры в Анталье. Исламское искусство города Антальи формировалось в условиях существования Конийского (Сельджукского) султаната (конец 11 – начало 14 в.), а со второй четверти 15 в. – Османского государства. Минарет Йивли является не только достопримечательностью, но и символом города Антальи, старейшим памятником в религиозном исламском комплексе, который состоит из мечети, медресе, здания для дервишского ордена Мевлевийя и двух купольных гробниц.

Анталья. Ворота Адриана. Мраморная надпись у основания минарета Йивли в городе Анталья называет его строителем султана Ала-ад-дина Кей-Кубада (1219 – 1236), при котором Конийский султанат достиг пика своего могущества. Минарет был восстановлен в 1953 г., стабилизирован в 1973 г. К сожалению, нет достоверных сведений о мечети, к которой примыкал этот минарет. Возможно, эта мечеть первоначально была византийской церковью. Сегодня сохранившаяся к нашему времени мечеть к западу от минарета имеет надпись

Анталья. Фото: Наиля В. Худяева.1373 год и имя её покровителя – Мубариз ал-Дин или Зинкиркиран Мехмед Бей (1372 – 1378?). Мевлевихане, расположенная на холме к северо-западу от мечети, была основана в 18 ст. губернатором города Антальи – Текели Мехмет Пашой. В большой восьмиугольной гробнице, построенной рядом с обителью дервишей, похоронен Зинкиркиран Мехмед бей. Другая гробница, находящаяся между мечетью и мевлевихане, принадлежит Нигяр-ханым, жене османского султана Баязида II (1481 – 1512). Медресе было построено сельджуком Атабег-атаманом в 1239 году и сегодня лежит в руинах к северо-западу от мечети.

Художественный образ города Анталья сегодня формируют старинные дома Калейчи (Старая Анталья или Старый город), которые сохранились около римской крепости. Эта достопримечательность города Анталья передаёт дух старого города и вдохновляет сегодня архитекторов на создание новых проектов.

Современная архитектура Антальи и традиции османской архитектуры. Несомненно, многие современные здания в Анталье являются сегодня продуктом переосмысления этой традиционной турецкой архитектуры образца 19 в., для которой были характерны нависающие балконыАнталья. Археологический музей. второго этажа зданий, органичное сочетание камня и деревянных деталей (туристический комплекс Самиува-Сайлкер Вокейшн Вилледж, 1984 г., арх. Бирлесмиир Мимарлар, Тункай Савдар). Примером буквального следования образцам традиционной турецкой архитектуры является частная резиденция Калейчи Гёнул (арх. Синан Геним, 1990 г.), где архитектор даже сохранил первоначальный план старинного деревянного здания. Есть сегодня в городе Анталья строения, где обыгрываются традиционные формы исламской архитектуры, такие как арки, купола и своды (Ельдорадор Фаселис Холидей Вилледж, 1986 г., арх. Ченгис Эрен). Все эти примеры свидетельствуют о том, что сегодня в городе Анталья архитекторы идут по пути сохранения духа старинного города, создания новых достопримечательных объектов, которые бы отображали историю и художественные традиции Турции исламского времени.

Современная архитектура Антальи и традиции исламской архитектуры. Сегодня в Анталье можно увидеть наиболее типичные для культуры исламского мира здания. Так, композиция строений отеля «Новотелтуркиш» (арх. Фуат Киникоглу, 1988 г.) представляет собой переосмысление традиционных турецких караван-сараев. Университетский комплекс Антальи (Олбия Соушл Центр, 1999 г., арх. Ченгиз Бектаз) спроектирован в соответствии с форматом традиционного восточного базара. Этот комплекс стал в 2001 г. лауреатом международной премии Ага Хан в области архитектуры.

Анталья. Olbia Social Center. 1999 г.Развлекательные центры Антальи в традициях архитектуры исламского города. Город Анталья сегодня процветает благодаря туризму, что предопределило появление здесь крупных развлекательных комплексов. Интересными в плане архитектуры являются торгово-развлекательный комплекс «Мигрос» (2001 г.), Гольф-клуб (2002 г., арх. Кафер Бозкурт).

Среди достопримечательностей города Антальи – парки, живописные водопады, а также «Археологический музей Антальи» – один из богатейших музеев Турции, где экспонируются объекты, иллюстрирующие доисторический период этого региона Турции, а также произведения, относящиеся к эллинистическому, римскому, византийскому, сельджукскому и османскому времени.

Фотографии из личного архива любезно предоставила госпожа Наиля В. Худяева, специально для портала «Искусство ислама».

Запись закрыта для комментариев.