В начало » Художественная галерея

Гарем дворца Топкапы в Стамбуле

27 ноября 2014 Нет комментариев

Гарем дворца Топкапы в Стамбуле отражает несколько ярких периодов в истории искусства Турции XV-XVIII вв. Придворная жизнь Топкапы

Гарем дворца Топкапы в Стамбуле отражает несколько ярких периодов в истории искусства Турции XV-XVIII вв. Придворная жизнь Топкапы всегда вызывала интерес. Гарем Топкапы и сегодня остаётся предметом изучения историков, вдохновляет кинематографистов,  художников и писателей.

Гарем Топкапы: планировка, история застройки. Гарем дворца Топкапы включает собственно гарем, апартаменты султанов, хозяйственные постройки, помещения для евнухов и служанок, павильоны в четвертом дворе. Гарем дворца Топкапы состоит на сегодня из множества, достигающих несколько сотен, помещений.

Гарем Топкапы – это дом не только для семьи султана, но и для сотен служанок и евнухов. Хозяйственные части гарема включали кухню, погреб, баню, прачечную, лечебницу, жилые помещения для служанок и евнухов. Знаменитый османский путешественник и  писатель Эвлия Челеби (17 в.) писал, что до конца 16 в. гарем Топкапы не расширялся, хотя султаны проводили там много времени – здесь они занимались делами и часто ночевали. Но их дети и жёны находились в Старом дворце, который находился на месте нынешнего Стамбульского университета. Султан Сулейман Великолепный (1520 – 1566) перевел в гарем Топкапу из Старого Дворца только свою жену Хюррем Султан и несколько женщин-Гарем Топкапы. Антуан-Игнас Меллинг. Начало 19 в.наложниц. Полный же перевод гарема из Старого дворца в гарем Топкапы состоялся во время правления Мурада III (1574 – 1595).  В конце 16 в. гарем разросся настолько, что потребовалась пристройка мезонинов и дополнительных зданий, в которых разместились спальни для служанок и отдельные апартаменты для жён султана.

24 июля 1665 г., в то время как султан Мехмед IV (1648 – 1687), его гарем и придворные находились во дворце в Эдирне, во дворце Топкапы вспыхнул большой пожар, в результате которого комплекс гарема сильно пострадал. Султан Мехмед IV приказал выстроить новый гарем, внутренняя отделка которого были оформлены изразцовыми плитками. Работы были завершены в 1668 г., но все же сам султан и его ближайшие преемники проводили большую часть времени во дворце в Эдирне.

«Открытие» гарема Топкапы европейцами. Закрытость гарема Топкапы провоцировала обостренное любопытство иностранцев, поэтому их ранние свидетельства были основаны, большей частью, на слухах. Фантастические известия о  гареме османского султана бытовали долгое время, вплоть до правления султана Селима III (1708 – 1807), который решил принять в гареме архитектора и рисовальщика Антуана-Игнаса Меллинга (1763 – 1831). А. -И. Меллинг стал не только придворным архитектором султана, но и издал по возвращению во Францию книгу романтических пейзажей Стамбула – «Живописное путешествие по Стамбулу и Босфору» (1819 г., Париж).  Известностью пользуется рисунок А. -И. Меллинга, в котором художник изобразил трехъярусный  интерьер гарема дворца Топкапы.

Султан Селим III, относившийся благосклонно к европейской культуре, принял в гареме также Дэниэла Кларка (1769 – 1822) – известного Придворная жизнь в период правления султана Ахмеда III. Миниатюра «Музыкальное собрание». 18 в. Ага Хан музей. Художественные вкусы этого времени были вдохновлены также персидской живописью 17 в. Кипарисы и цветущая сакура, окружающие музыкантов, напоминают также изникские изразцы 16 в., распространённые во времена Сулеймана Великолепного.английского натуралиста, минералога и путешественника, побывавшего в разных уголках Западной Европы, повидавшего Крым, Дон, Египет, Палестину. Д. Кларк был уверен, что привёз в Англию саркофаг Александра Великого. Вот таких интересных людей принимал в гареме Топкапы просвещенный султан Селим III, погибший в здесь же, в стенах Топкапы, в результате дворцового переворота.

Гарем Топкапы при султане Ахмеде III. Влияние европейского барокко на декоративное убранство гарема дворца Топкапы. Эпоха тюльпанов в истории искусства Турции. Значение дворца Топкапы и его гарема возросло при султане Ахмеде III (1703 – 1730). В период правления султана Ахмеда III значительное влияние на османское искусство оказывало европейское барокко. Однако османское искусство этого времени имеет свои неповторимые черты, которые воплощены в понятии «Эпоха тюльпанов». Сущность Эпохи  тюльпанов как важного этапа в истории искусства Турции, наиболее ярко отражает «фруктовая комната» в гареме Топкапу. Страсть к садовым растениям была всеобъемлющей в искусстве этого времени. Изображения тюльпанов, гвоздик, хризантем, роз было на одежде, мебели, в архитектурном декоре. Даже женские имена были «цветочными» – Лалигюль (Рубиновая Роза) или Назгюль (Застенчивая Роза).

Рококо и искусство Турции 18 в. Рококо в интерьерах гарема Топкапы. Европейское рококо также оставило свой след в османском искусстве второй половины 18 ст., в частности, в декоративном убранстве гарема Топкапы. Легкие романтические живописные мотивы, которые сохранились на стенах помещений гарема, а также нежные цветочные изгибы, характерные рокайли, изящная и утончённая резьба по дереву, все это мы найдем в великолепном тронном зале гарема Топкапы.

Придворная жизнь гарема дворца Топкапы. Придворная жизнь султанского гарема была предельно конфиденциальной, однако это не означало, что женщины, которые жили в гареме, уже никогда оттуда не выходили. Небезызвестно, например, что рабыни гарема получали определенное образование (чтение, письмо, музыка, этикет) и после девяти лет пребывания в гареме могли выйти замуж. Султан обеспечивал их приданым. Их выдавали замуж, поскольку очень немногие удостаивались знаков внимания султана, единицы из них становились женами султанов. Граффити гарема рассказывают, что не все из них были счастливы и довольны своей судьбой: «Дильфериб, чье сердце горит, несчастна, Боже, Увы, Увы». Однако жизнь Хюррем султан свидетельствует о том положении, которого могла достигнуть рабыня в гареме, добившаяся расположения османского султана.

Запись закрыта для комментариев.