В начало » Искусство ислама и европейская культура

Европеизация архитектуры Турции XVIII – начала XIХ вевов

16 сентября 2012 Нет комментариев

Архитектура Турции в XVIII веке претерпевает явление европеизации. Об этом говорят многие памятники гражданской архитектуры и культового зодчества этого времени

Архитектура Турции. Фонтан Ахмеда ІІІ. Стамбул. XVIII век. Архитектура Турции XVIII века претерпевает явление европеизации. Об этом говорят многие памятники гражданской архитектуры и культового зодчества этого времени в Турции, и главным образом в столице Османской империи — Стамбуле.

Возьмем например, фонтан Ахмеда III в Стамбуле, построенного, как повествует предание, по рисунку самого султана. Во внешнем облике невысокого, приземистого сооружения отсутствует ясный творческий замысел, оно перегружено всевозможными украшениями – и старым орнаментом и элементами рококо.Не только гражданская (светская) архитектура Турции была охвачена процессом европеизации, но и культовое зодчество Турции. Так, в стамбульской мечети Нур-и Османие (1755) при сохранении традиционного типа – в виде куба, перекрытого куполом, — открытая полукруглая галерея, связанная со зданием и ограничивающая двор, уже видоизменяет общий облик.
Архитектура Турции. Мечеть Нур-и-Османие. Стамбул. XVIII век. В мечети Лалели (1763 г., Стамбул) с обычной планировкой сосуществуют европейские конструктивные и декоративные элементы. Купол изнутри опирается не на отдельно стоящие столбы, а на придвинутые к стенам колонны, которые украшены простыми абаками с листьями; минареты заканчиваются не острыми конусами, а мягко, плавно закруглены.

Архитектура Турции. Мечеть Лалели. Стамбул. XVIII век. В архитектуре мавзолея Накши-диль в Стамбуле традиционный план в виде восьмиугольника заменен многоугольником, приближающимся к кругу. Небольшая высота стен сделала всю постройку слишком низкой, тяжелой, что еще более подчеркивается непропорционально большим куполом с европеизированными контрфорсами. Введение овально вытянутых окон второго яруса (здание, как обычно, построено двусветным) так же противоречит национальным традициям, как и применение пальметок и прочих мотивов европейского орнамента.

Господство эклектики приводило и к тому, что михрабы в мечетях иногда более походили на алтарные ниши французских или итальянских церквей, а привычные сталактиты уступали место европеизированной декоративной лепке.

Запись закрыта для комментариев.