В начало » Искусство ислама

Эдирне: мечеть Селемие

17 октября 2011 Нет комментариев

Мечеть Селемие в Эдирне (Турция) является шедевром османской архитектуры и принадлежит к числу выдающихся произведений исламской архитектуры.

Шедевр исламской архитектуры. Мечеть Селемие в Эдирне. Турция. Османская архитектура. Мечеть Селемие в Эдирне (Турция) является шедевром османской архитектуры и принадлежит к числу выдающихся произведений исламской архитектуры.

Архитектор Синан считал Селимие творением, достойным мастера, а созданную им же Шах-заде — ученическим опытом, Сулеймание — работой подмастерья. Если в оценке двух последних памятников он был слишком строг к себе, то, назвав Селимие шедевром, — оказался безусловно прав. 

Начатая в 1569 г. и законченная в 1575 г., эта мечеть, ставшая главной достопримечательностью города Эдирне, принадлежит к самым выдаю­щимся памятникам турецкой (османской) архитектуры.

Особенности архитектуры мечети Селемие. Во многих произведе­ниях Синана, не говоря о Шах-заде и Сулеймание, достаточно ярко выражено стремление идти своими путями, хотя и опираясь на достижения прошлого. С новой силой это проявилось в архитектуре Селимие. Здесь общий силуэт постройки складывается не из отдельных небольших деталей, как ранее, главный акцент делается на куполе.

Такое решение было связано еще и с тем, что, в отличие от других, мечеть располагалась на равнине, и поэтому выделение какой-то одной, наиболее выразительной части здания, концентрирующей внимание зри­теля, было вполне оправданным.

Селимие имеет в плане квадрат; боковые прямоугольные поме­щения примыкают к центральному залу. Ясно выраженное горизонтальное членение основания, начиная с низкой аркады первого этажа, широких ниш с окнами, плоскосферических полукуполов и скошенных контрфорсов, как бы подводит взгляд к огромному куполу на низком барабане, окружён­ном шестью остроконечными башенками. Все эти формы величественны, но не тяжелы — их соразмерность порождает ту чудесную гармонию, кото­рая вызвала восторженный отзыв одного из современников, заявившего, что мечеть — не творение рук человеческих, а спустилась на землю с неба.

Площадь перед Селемие. В комплекс Селимие входил и традиционный прямоугольный двор, но здесь его роль — постепенно «ввести» человека в храм, «подготовить» к должной сосредоточенности и созерцательности — значительно усилена. Открытая площадь с возвышающимся в центре восьмиугольным фонтаном окружена широкой купольной галереей, прямо против фасада в середине галереи устроен главный вход с порталом и дополнительные входы — в боковых сторонах. Двор и здание представляют не обособленные друг от друга части, а единое целое.

Интерьер в османском (турецком) стиле. Мечеть Селемие в Эдирне. Турция. Османская архитектура. Интерьер мечети Селемие в Эдирне. Интерьер в османском (турецком) стиле. По внутреннему виду Селимие несколько отличается от предыдущих работ Синана — купол опирается на сравнительно небольшие по ширине и высоте арки с круглыми в сечении подпорами, которые вплотную при­двинуты к стенам.

Это, казалось бы, незначительное новшество имело глубокий смысл: подпоры уже не дробили пространство зала на отдельные «отсеки», и оно сливалось с подкупольным; таким образом, создавалось грандиозное, впе­чатляющее по размерам помещение.

Убранство мечети Селемие. Убранство мечети отмечено большей строгостью и сдержанностью, чем в других памятниках. Плоско каннелированные устои купола завершаются простыми по рисунку сталактитами. В абсиде помещен мраморный михраб, стены выложены изразцами, светлым и цветным мрамором. И только купол покрыт богатым растительным орнаментом и надписями. Возможно, что, разрабатывая такое оформление интерьера, Синан хотел привести в соот­ветствие внешнее и внутреннее убранство, тогда как раньше оно строилось на контрасте. Следовательно, и здесь он проявил себя как мастер, ищущий новое, отходивший от привычного трафарета.

Литература:
Миллер Ю. Искусство Турции. — М. -Л.: Искусство, 1965. — С. 32 — 33.

Запись закрыта для комментариев.