В начало » Искусство ислама

Стамбул: архитектурный ансамбль Сулеймание

14 октября 2011 Нет комментариев

Архитектурный ансамбль Сулеймание. В мечети Сулеймание в Стамбуле работы зодчего Синана основная архитектурная концепция своего времени прозвучала с наибольшей силой.

В мечети Сулеймание в Стамбуле работы зодчего Синана основная архитектурная концепция своего времени прозвучала с наибольшей силой. Сулеймание сооружали в течение семи лет — с 1550 по 1557 г. И не раз гордый Сулейман I Великолепный (1520 — 1566), торопившийся поразить мир еще одним чудом своего царствования, намекал Синану на горькую судьбу зодчего Аяза, которого столетием раньше Мехмед II приказал казнить за медлительность. 

Легенды о строительстве Сулеймание. «Драгоценный» минарет Сулеймание. Одно время султан Сулейман решил было даже отказаться от продолжения строительства — настолько медленно оно велось, и лишь непредвиденное обстоя­тельство удвоило темп работы. Как повествует турецкий историк и геог­раф XVII в. Эвлия Челеби, иранский шах Тахмасп, узнав о намерении Сулеймана, направил к нему посольство с богатыми подарками и в том числе с ларцом, полным драгоценных камней. В письме султану шах писал: «Я слышал, что тебе не хватает сил завершить мечеть и поэтому ты решил ее больше не строить. Основываясь на нашей дружбе, я посылаю тебе эти дары и камни. Употреби их, как тебе захочется, но постарайся все же закончить начатое, а я таким образом внесу свою долю в твое благоче­стивое дело». Взбешенный письмом и подарками, Сулейман сразу же, при послах, роздал дары стамбульским торговцам, а ларец с камнями вручил Синану, сказав: «Эти сверкающие камни, которые будто бы считаются дорогими, не имеют никакой цены рядом с простыми камнями моей мечети… Возьми их, смешай с остальными и употреби в строительстве». Зодчий повиновался, украсив ими грани и розетки одного из минаретов, который с тех пор стали называть «Драгоценным».

Османская архитектура. Сулеймание в Стамбуле. Интерьер. Турция. Если оставить достоверность сообщения на совести Эвлия Челеби — иногда чрезмерно увлекавшегося рассказчика, то все же колоссальная по тому времени сумма в тридцать с лишним миллионов аспр, затраченная на Сулеймание, красноречиво говорит о значении этого сооружения.

Мастера Сулеймание. Источники сохранили имя не только строителя мечети Синана, но и некоторых из сотен искусных художников и ремесленников, трудившихся над ее укра­шением: знаменитый каллиграф ХасанКара-Хиссар исполнил надписи из Корана, а мастер Серхош Ибрагим — играющие всеми цветами радуги витражи.

Архитектурные особенности Сулеймание. Имея общий с мечетью Шах-заде в Стамбуле прототип, Сулеймание внешне схожа с этой мечетью основными компонентами, но имеет и некоторые свои особенности.

Размеры Сулеймание. О размерах ее можно судить уже по куполу диаметром в 26,5 и высотой в 53 метра, опирающемуся на низкий барабан с 32 окнами. Однако Синан не смог бы решить стоявшую перед ним главную задачу только за счет гипертрофированных форм. Сулеймание, как грандиозный памятник эпохи высшего подъема феодальной империи, должна была отразить и высшую точку развития художественной культуры государства.

Прием нарастания объемов. Чтобы выполнить задуманное, Синану важно было определить в пер­вую очередь место строительства. Для этой цели он избрал возвышен­ность над Золотым Рогом, откуда мечеть была хорошо видна со всех сто­рон — и с суши, и с моря. Разрабатывая внешний облик здания, венчавшего холм, Синан стремился добиться предельной монументализации. Исполь­зовав удачно примененный в Шах-заде прием постепенного «нарастания» объемов при переходе от кубического основания к куполу, он еще более развил его. Пилоны и мощные контрфорсы, возвышающиеся ступенями купола между полукуполами и, наконец, главный купол — все это усили­вало величие Сулеймание.

Пропорциональность Сулеймание. Вместе с тем, желая избежать некоторой тяжеловатости, Синан под­черкнул вертикали стен стрельчатыми окнами и нишами, сделал купол более высоким, по сравнению с Шах-заде, благодаря чему Сулеймание не только монументальна по силуэту, но обладает исключительной пропор­циональностью форм .

Внутренняя планировка и убранство Сулеймание. Интерьер в османском (турецком) стиле. Выдающееся мастерство Синана блестяще проявилось во внутренней планировке и убранстве Сулеймание. Первое, что охватывало входившего внутрь,— это чувство беспредельного пространства. Пройдя высокие свод­чатые боковые галереи, человек оказывался в молитвенном зале с уходя­щей ввысь перспективой купола, поддерживаемого четырьмя гигантскими арками. Декорировка зала была необычайно богатой даже для того вре­мени. Колонны и подпоры высечены из ценных пород камня и покрыты причудливой резьбой, купола и своды расписаны сложнейшими узорами из цветов, листьев, стеблей, переплетающихся с буквами коранических фор­мул. Четко рисуются дуги больших и малых арок, выложенные по старой ближневосточной традиции белым и цветным камнем. Великолепные израз­цовые панно с орнаментом из цветущих кустов и надписями окружают беломраморный михраб; рядом с ним возвышается изумительный по тонко­сти работы резной мимбар из цветного мрамора, увенчанный синим с золо­тыми звездами граненым конусом. Ажурная резьба деревянных дверей, кафедры и перил лестницы мимбара напоминает кружева. Ошеломляющее волшебство узоров и чудесная симфония красок ощущаются еще сильнее благодаря обилию света, льющегося через множество окон.

Компоненты ансамбля Сулеймание.  Сулеймание — это не обособленное здание. Развивая уже приме­нявшийся ранее принцип, Синан развернул вокруг центральной постройки целый ансамбль, подчинив его решение основному замыслу. Так, тради­ционный двор с фонтаном, и до и после Синана обычно обводившийся невысокой оградой, в данном случае ограничен купольной галереей с двумя рядами окон. В центре ее, против главного входа, возвышается строгий, гармоничный по линиям трехэтажный портал с увеличенной средней частью. Максимальной монументализации памятника служат и две пары минаре­тов с резными ажурными балконами, поставленные по углам двора. При этом минареты, примыкающие к самому зданию, выше тех, что установ­лены по сторонам от входа во двор. Такая разница объясняется опять-таки глубиной замысла автора. При подобном размещении мечеть как бы впи­сывалась в огромный треугольник, основанием которого служило подножие холма, а вершиной — острия высоких минаретов.

Сразу же за главным зданием в равном ему по площади тенистом саду архитектор возвел два мавзолея — султана Сулеймана и его жены Хассеки Хюррем; слева и справа, по продольной оси всего комплекса расположились медресе, а неподалеку от них — имарет, медицинская школа, караван-сарай и боль­ница.

Все это занимает обширную территорию, в одном из уголков которой скромно приютилась небольшая гробница — здесь, рядом со своими бес­смертными произведениями и был похоронен их замечательный создатель архитектор Синан, проживший более ста лет.

Литература:
Миллер Ю. Искусство Турции. — М. — Л.: Искусство. — С. 30 — 32. 

Запись закрыта для комментариев.